В последние десятилетия выполнено большое количество работ по поиску связи
между геомагнитными возмущениями и жизнедеятельности человека. Можно относиться
скептически к идее возможного влияния вариаций естественного геомагнитного поля
на живые организмы, так как при этом действующая на организм энергия обычно
очень мала по сравнению с энергией теплового шума. С другой стороны, можно ожидать
особой чувствительности живых систем к естественным геомагнитным полям, так
как в процессе эволюции нервные структуры должны были развить чувствительность
к этим полям.
В работе предлагаются результаты анализа успеваемости учеников 5 различных
школ г. Воронежа, расположенных в разных районах. Были обработаны данные успеваемости
учеников третьих классов (всего 12) за период сентябрь 1998 года – май 1999
года. Рассматривались предметы: математика, русский язык, чтение.
Выбор третьих классов обусловлен следующими факторами. Дети окончательно влились
в образовательный процесс, класс приобрел законченную структуру, учитель в полной
мере руководит процессом обучения класса. В тоже время, дети в возрасте 9-11
лет способны к специфическому восприятию мира, восприимчивы к окружающему. Выбранные
предметы оцениваются учителями наибольшим количеством оценок и наиболее полно
и структурно отображают навыки и умения учащихся. На момент написания доклада
период 1998 – 1999 года являлся законченным и закрытым в архивах. Так как работа
не включает в себя непосредственное наблюдение за Солнцем, то данные об активности
Солнца взяты нами из Интернет. В качестве показателя активности применены числа
Вольфа.
В основе анализа лежит рейтинг успеваемости учащихся. Этот метод
является стандартным показателем обучаемости класса и повсеместно применяется
в системе образования.
Спад успеваемости учеников хорошо соответствует спаду активности Солнца и достигает
вместе с ним минимумов. Подъем успеваемости в большинстве случаев также происходит
на фоне нарастания активности Солнца. Так же отмечается хорошее совпадение с
достижением глобальных (например за месяц) максимумов или резких перепадов активности.
Однако достижение локальных максимумов иногда не соответствует увеличению активности
Солнца, и наблюдаются расхождения в один - два дня.
Нами проанализированы отметки разных классов школ, находящихся в разных районах
города, кроме того, сама рейтинговая система анализа обучаемости класса исключает
возможность влияния настроения или психологического состояния учителя (или каких-либо
иных факторов) на объективность оценки знаний учеников.
Аналогичная картина уже выявлена по отношению устойчивости к тем или иным заболеванием.
Солнечная активность стимулирует человека, его физическую и умственную деятельность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о вполне возможном прямом или косвенном
(через “третьи” звенья) влиянии Солнца на детей, в частности, на успеваемость
в начальных классах школ города Воронеж. В настоящее время ведется аналогичная
работа по выявлению существования корреляции солнечной активности с успеваемостью
в классах средней школы.
По данным, полученным о связи явлений на Солнце с жизнедеятельностью человека,
к настоящему моменту нельзя однозначно сказать о механизме влияния. Более однозначно
о степени зависимости успеваемости от активности Солнца можно будет судить при
увеличении объема статистических данных полученных за несколько учебных лет.