Если фотофиксация дефиле носит скорее документальный характер, то студийная, а уж тем более пленерная фэшн-фотография открывает простор для творчества как фотографа и стилиста, так и самой модели. Уже давно, и чем ближе к современности, тем явственнее подобная фотография перестает демонстрировать моду на одежду. Это скорее мода на некий образ и представление модным домом или журналом своего хорошего вкуса в целом, проявляющегося в степени выдержанности стиля изображения. На данный момент гораздо важнее показать очень красивую, запоминающуюся картинку саму по себе, а не просто обратить внимание на особый покрой брюк. И здесь большую роль играет внешность модели, работа стилиста и, конечно, видение фотографа.
Популярность модели в массах гораздо больше зависит от фотосессий, чем от показов, на которых присутствует лишь достаточно узкий круг посвященных. Модель остается на фотографиях, как образ идеала красоты своего времени, и если в начале ХХ века красавицей считалась пухленькая мадам, то к середине столетия это будет уже изящная зрелая леди вроде Анн Сан-Мари, которую вскоре сменит андрогин Твигги, в 1980–90-е к фотомоделям вновь окончательно возвращаются округлые формы и вид сформировавшейся женщины, правда, достаточно спортивного типа (вспомним хотя бы Синди Кроуфорд и Клаудию Шифер). На исходе века появляется интерес к оригинальности, и уже гораздо сложнее вывести собирательный образ модели. Что касается мужчин, то их образ менялся соответственно женскому — от приземистых усачей-атлетов к элегантным мужчинам, затем к мальчикам, потом к «качкам», снова к юношам и респектабельным красавцам.
Когда-то любая фэшн-фотография не сильно отличалась от съемок дефиле, но с 1940-х годов модели начинают выходить в своих нарядах на улицы города, а если съемки происходили в студии, то стойка «смирно» уже сменяется на «вольно». Безусловно, диктующим элементом фэшн-фотографии все-таки будет одежда. И, конечно, в 1950-х годах строгие элегантные костюмы демонстрировались на таких же строгих и элегантных дамах, а полурасстегнутые пиджаки на голое тело на томящихся в постели девах станут привилегией близости XXI века, времени, когда уже не остается «ничего святого» даже в мире эстетического потребления.
Впрочем, не стоит забывать, что модели созданы не только для того, чтобы демонстрировать одежду, они также могут рекламировать все, что угодно, от косметики до ортопедической обуви, и, конечно же, позировать для художественных фотографий, а иногда даже и снимать, как в случае с Элен фон Унверт. Она, как и многие, использует моделей не только для фэшн-фотографий, но и для эротических снимков.
Пожалуй, на данный момент фэшн-фотографию (кроме съемок дефиле) можно разделить на студийную и пленерную, которые, в свою очередь, можно поделить на классическую и неклассическую, статичную и динамичную, «натуральную», гламурную и грязно-гламурную, а также, как уже говорилось, эротическую… и это, конечно, не все.
Практически все фотографы моды снимают также и ню. Ведь во многом тело модели — это тоже своеобразная оболочка, эталон, мода на который меняется со временем. Конечно, для художественной обнаженной натуры это не столь важно, но по некой закономерности фэшн-фотографы, привыкшие к гламуру, крайне редко выходят за рамки актуальной красоты. Это даже интересный феномен, что зачастую сессии с обнаженными моделями также считаются фэшн-фотографиями и присутствуют в журналах вовсе не всегда мужских.
Например, фотограф Юрген Таллер сделал серию снимков Лили Коул на обыкновенную «мыльницу» в обнаженном виде, без макияжа, на фоне обычных сельских пейзажей, чем в более лиричном русле продолжил традицию Терри Ричардсона. И это здорово, когда «девушек с обложки» можно увидеть не только в гладком отретушированном виде с толстым слоем пудры и обильно напомаженными алыми губами, но и где-то на сеновале с полураспущенными косичками, брызгающими на себя молоком прямо из коровьего вымени. Фотограф помогает тем самым девушкам доказать, что они все-таки не мумии и не недосягаемые призрачные красотки, а обладают важным современным качеством — интерактивностью. На подобных фотографиях кажется, что их вполне можно потрогать.
Но с другой стороны, если рассматривать подобные «неофициальные» фотографии моделей даже только Элен фон Унверт, Терри Ричардсона и Юргена Таллера, получаются, в общем-то, совершенно различные образы. У фон Унверт это красотки-подружки, которые развлекаются для себя и охотно позируют своей бывшей коллеге в садомазохистском, декадансном стиле, она воспринимает эротизм с позиции женщины, которая хорошо знает, что нравится мужчинам. У Терри Ричардсона — простые девчонки, радостно кривляющиеся в нарочито вызывающих позах перед камерой своего бой-френда. У Юргена Таллера все еще проще, но от этого выглядит даже более пафосно — Лили Коул ходит с отрешенным лицом по непонятным пейзажам и выглядит от этого как-то немного абсурдно, как явление Венеры Боттичелли в пустыне, запечатленное на любительский фотоаппарат. Это какая-то волшебная, космическая красота, которая не сравнится не с чудесами «Фотошопа» и стилистов, ни с сочной эротикой. Безусловно, многие модели снимаются и для вполне традиционных мужских эротических изданий. Чаще всего это нечто гламурное, вроде работ Хуана Крисоля для Playboy, Interviu, а также мужское ню для гей-журналов.
Что касается динамичной фэшн-фотографии, то есть особо харизматичные модели вроде Кейт Мосс, которые своим видом просто сами навязывают совершенно безбашенный, откровенный и провокационный стиль, лишь иногда позируя в «классическом» модельном виде, в котором их зачастую трудно узнать, так как в нем они не столько аутентичны. Также сейчас крайне приветствуются модели инфантильно-инопланетной внешности вроде Натальи Водяновой и особенно Саши Пивоваровой. Они все уже настолько признаны, что, по сути, любая одежда смотрится на них очень стильно и правильно.
Что касается серий, созданных с обильным применением графических редакторов, то тут уж фантазия простирается от простого ретуширования до создания сказочных пейзажей, интерьеров, обликов — от дворца феи до кровавой бойни. Модели могут превращаться в фарфоровых кукол, эльфов, оборотней, вампиров… все, что угодно, но и от модели здесь требуется сильное проникновение образом, хотя и без увлечения — в любой фэшн-фотографии должна присутствовать некоторая отрешенность.
В общем, как ни крути, внешность модели, ее типаж, артистичность значат многое, и от них сильно зависит и вид одежды, и эффект от снимка.